Поиск мероприятия:

Первомайское свингство. "Хомо Эректус" в Театре сатиры

Мы рекомендуем: Билеты в театр Сатиры

Ко Дню святого Валентина Театр сатиры выпустил спектакль "Хомо Эректус". Сотрудничество двух самых одиозных фигур современного театра, драматурга Юрия Полякова и режиссера Андрея Житинкина, дало на выходе взрывоопасную смесь, считает МАРИНА ШИМАДИНА.


Пьесу "Хомо Эректус, или Обмен женами" нынешний главный редактор "Литературной газеты", а в прошлом скандальный беллетрист Юрий Поляков написал специально по заказу Александра Ширвиндта. С тех пор прошло несколько лет, "Хомо Эректус" вышел в свет и дал название целому сборнику пьес и инсценировок, а спектакль в Театре сатиры все не получался. Сначала за постановку взялся руководитель Нового театра Вячеслав Долгачев, но актеры и режиссер, по словам самого Юрия Полякова, не смогли найти общий язык, и все переругались из-за политического контекста пьесы. Одни считали, что драматург правильно изобразил циничное современное общество, где все покупается и все продается, другие называли пьесу поклепом на нашу демократию.

По сюжету пьесы богатый бизнесмен, прочитав в журнале "Хомо Эректус" (латинское название человека прямоходящего стало в пьесе весьма двусмысленным) статью о свингерах, решает устроить у себя дома свинг-вечеринку и дает в том же журнале объявление: мол, молодая супружеская пара без комплексов приглашает единомышленников вместе отметить первомайские праздники. На этот призыв откликаются две пары: интеллигентные очкарики, муж-журналист и жена-культуролог, и загримированный известный социал-демократ, "совесть русской интеллигенции", с развязной проституткой, изображающей его жену. Герои знакомятся, выпивают и начинают играть в бутылочку на раздевание, но их эротические игры прерывает еще один запоздавший гость, коммунист-подпольщик Вася, принявший объявление в "Хомо Эректус" за призыв к пролетарской сходке. Столкновение рабочего класса с кровопийцами и эксплуататорами трудового народа совершенно расстраивает вечеринку, и от стриптиза физического герои переходят к стриптизу душевному и вываливают друг другу всю свою подноготную. У каждого из персонажей обнаруживается свой "скелет в шкафу", и каждый второй оказывается не тем, чем представлялся вначале.

Надо отдать должное писательскому таланту господина Полякова, сумевшего и развлечь публику пикантной историей, и высмеять по дороге все классы современного общества, и заявить о своей собственной крайне левой политической позиции. Получившийся коктейль из эротики и политики способен сбить с ног любого режиссера, но только не Андрея Житинкина. Вызванный в Театр сатиры в качестве скорой помощи режиссер не имеет каких бы то ни было политических пристрастий, зато знает толк в смаковании пряных и щекотливых ситуаций и любит обнажать человеческие пороки. Для него пьеса Юрия Полякова просто подарок судьбы. Тут что ни тип, то вор, подлец и мерзавец, а женщины — либо проститутка, либо обманщица, либо ненормальная. И всех этих людей можно заставить исповедоваться, как на допросе.

Идеология при этом отходит на второй план. И когда подпольщик Вася, размахивая, как Илья Муромец, мечом из домашней коллекции "нового русского", ставит разложившихся буржуев на колени и начинает свой пламенный монолог о трехголовой гидре капитализма — политиках, бизнесменах и продажной прессе,— это выглядит не как политическое заявление, а как дешевая клоунада. Хотя реплики о "продажной Думе" поощряются из зала криками "браво".

По большому счету режиссеру все равно, кого разоблачать на сцене в прямом и переносном смысле — демократов, либералов или римских императоров. Главное, чтобы у разоблачаемых фигура была стройная и подтянутая. Актеры Театра сатиры Олег Вавилов, Юрий Васильев, Алена Яковлева, Светлана Рябова, Антон Кукушкин и Елена Подкаминская демонстрируют отличную физическую форму. Три часа они носятся по сцене как ужаленные, танцуют на столах, изображают драки и любовные сцены, и все это с завидным энтузиазмом, который пьеса Юрия Полякова нормальному человеку внушить не может. Видимо, покинув Театр на Малой Бронной и оказавшись опять на вольных хлебах, Андрей Житинкин снова ощутил недюжинный прилив энергии, которая передалась и актерам. И если этот спектакль можно назвать вульгарным, коммерческим, скандальным и даже политически ангажированным, то скучным его никак не назовешь.

 


Марина Шимадина, Газета "Коммерсантъ" №27 от 16.02.2005

 

Отзывы зрителей о представлении
24.01.2016
Игорь

Так как живем в области, то в театр выбераемся не часто, а тут на каникулах решили на дневной спектакль сходить. Из взрослых постановок выбор был не велик, решили в «Сатиру» с супругой пойти на «Хомо эректус». По названию совершенно было не понятно, о чем постановка, а придя в театр, выяснили, что она про свингеров. Честно, волосы дыбом встали, билеты покупал я, думаю, жена мне голову то открутит, в честь праздника. Немного успокаивало, что автор Юрий Поляков, мы ходили на другие его пьесы и нам очень нравилось. Но жена как то спокойно отреагировала, то ли не очень в курсе кто такие свингеры была, то ли праздники сказались. К тому же я ее быстренько в буфете шампанским отвлек. В общем, в зал мы вошли в отличном расположении духа. Немного расстроились, что вместо Елены Подкаминской (Вика из «Кухни») Ксю играла Евгения Свиридова. Сколько видели постановок с этой актрисой, ни в одной роли не впечатлила девочка. За то любимая Алена Яковлева нас порадовала в роли жены Юрия Васильева, эта пара оправдала наши ожидания на все 100. С самого начала стало ясно, что, как и остальные произведения Полякова, эта пьеса намного глубже, чем ожидаешь от названия и предложенной тематики. А уж когда подпольщик зарулил на огонек, то все вообще пошло кувырком. В антракте мы наблюдали за реакцией, очень схожей с нашей, зрители разного возраста с азартным блеском в глазах увлеченно обсуждали предложенную Поляковым тему и гадали, что ждет во втором акте. Все услышанные предположения в фойе не подтвердились, как всегда Поляков преподнес глубокий и неожиданно серьезный поворот событий. Из театра мы ,не смотря на все перипетии сюжета вышли в прекрасном расположении духа и не пожалели ни капли о проведенном времени.

 

отзыв театр Сатиры Хомо эректус

Ну прости меня

отзыв театр Сатиры Хомо эректус

Папа (А.Воеводин) Мама (В.Шарыкина)

отзыв театр Сатиры Хомо эректус

Говоровы - Кси (Е.Свиридова), Антон (О.Вавилов)

отзыв театр Сатиры Хомо эректус

Гранкины - Сергей (А.Зенин), Валерия (М.Ильина)

отзыв театр Сатиры Хомо эректус

Игорь (Ю.Васильев) Маша (А.Яковлева)

отзыв театр Сатиры Хомо эректус

Подполье всех стран, объединяйся!

отзыв театр Сатиры Хомо эректус

Поклон

Оставить отзыв
Имя *
Текст *
Введите защитный код *
 
Мы принимаем к оплате