Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 22.

Мы рекомендуем

Ранее: Часть 21

Основной постулат, из которого исходит Образцов, формулируется им так: «Образ героя всегда интереснее, чем актер, его изображающий. Образ - больше, образ - величина собирательная, а актер - частный случай». И еще: «Материалом актерства является играющий актер, результатом игры - образ. Подмена одного другим или полное их слияние... создает разрыв. Истерика героя, подмененная истерикой актера, создает разрыв» или, говоря иными, его же словами: «На сцене ничто не должно играть самого себя, а всегда нечто большее».

Образцов сопоставляет слова Данте, произнесенные поэтому почти семь веков назад, и совсем еще недавнее замечание Вл. И. Немировича-Данченко, обращенное непосредственно к Образцову, которое в несколько иной форме своеобразно повторяло утверждение тех основных положений искусства играющих кукол, которые в дальнейшем им утверждаются на протяжении всей его жизни. Вот они, эти сформулированные Образцовым положения:

«Напиши эти строки, чтобы они произносились как бы третьим лицом, а не были твоим обращением к Беатриче, что не совсем пристойно» (Данте. «Вита Нуова»). «Если актер играет мерзавца, это не значит, что публика должна подумать, что сам актер - мерзавец. Если в "На дне" изображается грязь ночлежки, то публика не должна подумать, что в тряпках фактически есть клопы, т.е. театральные тряпки тоже играют образы, а не просто грязные тряпки» (Вл. И. Немирович-Данченко).

Эти мысли захватили молодого Образцова.

Одним из главнейших направлений работы и стала для него борьба за предельную образность театра, за емкое типизированное отображение жизни, борьба с натуралистическим копированием ее, против того показа жизни и человека, который не способен подняться выше демонстрации единичных фактов действительности.

Можно показать карандаш, палец, шарик, говорит он, это будет просто карандаш и просто шарик. Но этот же карандаш, этот же шарик в руках актера, увлеченного стремлением рассказать о каком-либо характере, может изобразить человека. Своеобразие поведения, особенности ритма «походки» могут раскрыть характер в его главных проявлениях, в его наиболее общих чертах.

В театре кукол материал изображения и творец не совпадают. Здесь человека изображают неживые, мертвые предметы. Весь окружающий человека мир тоже изображается неживой, мертвой материей. Замечание Вл. И. Немировича-Данченко о том, что «тряпки тоже играют образы», равно как и утверждение А. А. Брянцева о «соподчинении сценической вещи и актера-человека» приобретали в применении к театру кукол особое значение.

Театр кукол всегда подстерегала опасность: создавая изображение многообразных проявлений живой жизни при помощи мертвых предметов, превратить спектакль в серию копий этих предметов, т.е. вместо образа человека создать натуралистический муляж, вместо образа дома или леса, т.е. того места действий, которое должно по-своему помочь понять характер, жизнь героя, вылепить миниатюрную копию здания и деревьев.

Продолжение: Часть 23

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате