Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 198

Мы рекомендуем: в театр Образцова

Ранее: Часть 197

Иллюстрация из книги Театр Сергея Образцова И все-таки С. Самодур, как ни любит он «человеческие» роли в театре кукол и как ни блестяще они ему удаются, в первую очередь остается своего рода феноменом-кукольником, актером редкостного ощущения смешного, способным воплощать это смешное в кукле минимумом выразительных средств. Как никто, Самодур умеет так заразительно смеяться и плакать, радоваться и страдать со своей куклой, сливаясь с нею и полностью перевоплощаясь в образ, что зритель никогда не остается равнодушным к самодуровским созданиям. Они захватывают полностью и покоряют зрителя интенсивностью чувств. Это, по-видимому, и отличает С. Самодура от 3. Гердта, остающегося на сцене мастером очень тонкого, острого, лишенного «угловатости», изящного рисунка роли. 3. Гердт действительно любит фантазировать, он очень восприимчив. Достаточно напомнить, что образ Конферансье в «Обыкновенном концерте» он сыграл на многих языках мира — английском, французском, венгерском, румынском и т. д., всегда легко и с подлинным мастерством выучивая роль. И все-таки представляется, что главный признак 3. Гердта-кукольника — интеллектуальная насыщенность роли, ее исключительная отточенность.

Немало слов уже было сказано о художниках театра Б. Тузлукове, В. Андриевиче, В. Тереховой.

Как ни один театр кукол мира, ГЦТК обладает и своими талантливыми композиторами, именно обладает, потому что эти люди не пришлые авторы, а члены коллектива, ежедневно, ежечасно заботящиеся об улучшении состава оркестра и музыкальном звучании досконально знакомых им актерских голосов.

В уже упоминавшейся статье В. Левитиной, посвященной двадцатилетию ГЦТК, не случайно отмечалось: «Печатью своеобразного новаторства отмечена работа композиторов В. Кочетова, Г. Теплицкого, Н. Александровой, которые сумели найти то общее что должно быть присуще музыкальному сопровождению любого кукольного спектакля. Творческому почерку этих композиторов-кукольников свойственны законченность музыкальных характеристик, строгость ритмики, ясность мелодий».

Каждый из названных композиторов, без сомнения, мог сосредоточить свое внимание на сочинении произведений крупных музыкальных форм или песен, и все-таки все они оставались музыкальными «стражами» любимого театра, дирижерами, концертмейстерами, заведующими музыкальной частью. Характерна творческая биография Натальи Александровой. Профессиональный композитор, о творчестве которого (Фуга, Первая сонатная часть) еще в 1924 году тепло отзывалась печать, Александрова увлеклась эстрадными выступлениями С. Образцова, став его первым концертмейстером и первым композитором его номеров. Не оставляя композиторского творчества (фортепианные сочинения: прелюдии, «Вальс», «Испанский танец»; вокальные — прежде всего романсы на стихи Роберта Бёрнса; сюита для деревянных духовых инструментов и др.), Н. Александрова навсегда «заболевает куклами». Обостренное чувство формы, любовь к эксцентрике — эти качества композитора как нельзя более необходимы театру кукол.

Продолжение: Часть 199

Мы принимаем к оплате