Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 193

Мы рекомендуем
  • Сильфида

    28 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Бал-маскарад

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    Купить билеты
  • Ариадна на Наксосе

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты

Ранее: Часть 192

Иллюстрация из книги Театр Сергея Образцова В самом деле, оказалось, что для актера, становившегося в спектакле помощником, было вовсе недостаточно лишь вовремя поддержать ручку или ножку куклы, суметь ловко «подыграть». Актер-помощник, работая рядом с основным исполнителем, должен точно угадывать его внутреннее состояние, уметь вместе с ним, в унисон сыграть новый, только что родившийся или заново сымпровизированный кусочек роли.

Забегая вперед, скажем, что новая профессия не только утвердилась в театре, но что без нее вообще была бы немыслима постановка многих более поздних спектаклей ГЦТК. Эта профессия утвердилась впоследствии и в других советских театрах кукол. Школа актерского искусства и «система помощей», как один из разделов этой школы, были также широко изучены кукольниками многих зарубежных стран. Центральный же театр кукол, основатель и всей школы в целом, и профессии «помощников», сумел не только наметить и раскрыть сугубо творческий и во многом перспективный характер труда помощников, но и сделал широко известными ряд новых актерских имен — мастеров этой профессии. Каждому, кто знает «закулисье» Центрального театра кукол, теперь показалось бы странным, если бы артист 3. Гердт работал в спектаклях без своего постоянного, верного помощника Л. Кусовой, а Н. Меркулова не помогала бы С. Самодуру. Роль актеров-помощников в создании художественного образа оказывается порой значительно более сложной, чем это может показаться на первый взгляд.

«В создании той или иной роли помощники не пассивные исполнители воли основного актера, — справедливо замечает В. Кусов. — Они непосредственно влияют на нахождение характера образа, его сценического поведения. На репетициях они кропотливо ищут вместе с основным актером выразительные возможности данной куклы, ни на секунду не забывая, что анатомия движения куклы и все поведение персонажа будут только тогда правильными и живыми, когда основной актер и помощник вместе и совершенно одинаково "думают куклой". Часто актеру-помощнику во время спектакля приходится на ходу подхватывать те или иные "находки" актера, произносящего текст».

Способность двух актеров одновременно «думать» одной куклой стала одной из органических сторон работы кукольников ГЦТК. Вот пример, приведенный в тех же записях артиста В. Кусова. Речь идет о работе 3. Гердта в образе Конферансье. «3. Гердт нередко импровизирует, — пишет В. Кусов. — Руки его куклы ведет актриса Н. Меркулова. Я очень часто наблюдал, как она буквально на ходу "подкрепляла" движениями рук куклы новую, только что найденную Зиновием Ефимовичем мысль, слово, интонацию. Это значит, что, ведомая его мыслью или эмоцией, она сама начинала думать вместе с ним, в какой-то мере, может быть, даже предугадывая течение его мыслей».

Следует заметить, что подчас актер-помощник и основной актер меняются местами. Случается так, что иногда в силу технических причин или большого физического перенапряжения оба актера работают с одной и той же куклой поочередно. Тогда особую важность приобретает умение сохранять единый стиль поведения, найденную характерность образа, способ изображения «второго плана».

Продолжение: Часть 194

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате