Поиск мероприятия:

Балет музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (Часть 4)

Мы рекомендуем

Виндзодрские проказницыРанее: части 1, 2, 3

Спектакли «Лола» и «Шехеразада» (на музыку Н. Римского-Кореакова) были отмечены Государственной премией СССР. Звания лауреатов удостоились постановщик В. Бурмейстер и исполнительница заглавных партий — Лолы и Гюльнар — балерина М. Сорокина. Успех этих работ и спектаклей последующих лет в значительной мере определялся возросшим профессионализмом балетной труппы, пополнившейся одаренными артистами, среди которых были Т. Архипова, В. Бовт, С. Виноградова, Э. Власова, Э. Кузнецова, М. Редина, Л. Якунина, М. Лиепа, С. Павлов, М. Салоп, А. Соболь, А. Сорокин, В. Терентьев, А. Томский, Ю. Трепыхалин, О. Шелков, В. Чипирев, А. Чичинадзе.

В послевоенный период В. Бурмейстер, продолжая линию современного советского балета, поставил спектакли «Берег счастья» А. Спадавеккиа, «Красные дьяволята» на музыку И. Дунаевского и В. Кнушевицкого, «Белеет парус одинокий» Ю. Александрова. Балет «Берег счастья» был посвящен советской молодежи. В этом спектакле «Бурмейстер сумел передать... не только внешнее возмужание героев, но и рассказать, как формируется характер советского человека... в чем секрет мужества советских людей, что питает их бесстрашие, презрение к смерти», — писал Н. Эльяш.

Н. ГришинаСпектакль «Красные дьяволята» рассказывал о юных героях гражданской войны. Балет «Белеет парус одинокий», созданный по мотивам книги В. Катаева, повествовал о революционных событиях 1905 года. Это произведение и сегодня вызывает горячий интерес зрительного зала. Для всех трех спектаклей характерна одна объединяющая черта — стремление постановщика поэтичным языком хореографического искусства воспеть духовную красоту, мужество и патриотизм нашей молодежи, сохранив при этом жизненную достоверность и предельную реалистичность образов и характеров.

Среди работ Бурмейстера в области классики, в первую очередь, следует назвать спектакли «Эюмеральда» и «Лебединое озеро». В балете «Эсмеральда» балетмейстер поставил задачу наиболее полно раскрыть тему романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Новая редакция известного старинного балета Ц; Пуни «Эомеральда» повлекла за собой расширение музыкальной партитуры. К этой работе были привлечены композиторы Р. Глиэр и С. Василенко. Спектакль высокой романтики, большого накала страстей — балет «Эсмеральда», возрожденный Бурмейстером, ярко и убедительно раскрыл темную, жестокую сущность религиозного фанатизма, выдвинул мысль о большой нравственной силе народа.

Светлый и чистый образ цыганки Эсмералыды предстал как символ молодости, жизни, свободы. К достоинствам спектакля следует отнести и галерею острохарактерных образов, созданных в «Эсмеральде». Это и беспощадный в своей страшной одержимости архидиакон собора Нотр-Дам Клод Фролло, и легкомысленный, бездушный красавец Феб, и несчастный звонарь Квазимодо, за внешним уродством которого скрываются глубокая человечность и доброе сердце. Поставленная в 1950 году «Эсмеральда» и сегодня украшает афишу театра. В сокровищнице мировой хореографии «Лебединое озеро» П. Чайковского занимает одно из первых мест. Бурмейстер заново решил спектакль: раскрыл купюры, благодаря чему зазвучали неизвестные до того страницы музыки, ввел новый пролог, предваряющий действие балета, обогатил спектакль интересными режиссерскими находками. В своей постановке Бурмейстер счел необходимым сохранить неизменным второй акт, созданный (балетмейстером Л. Ивановым. Танцы этого акта возобновил П. Гусек Премьера состоялась в 1953 году.

Продолжение...

Ночь перед Рождеством Жемчужин

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате