Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 177

Мы рекомендуем: в театр Образцова

Ранее: Часть 176

Понадобились долгие годы совместного труда, мучительные поиски на репетициях, десятки открытий и разочарований, чтобы осознать и то общее, что роднит актеров этих двух, таких разных видов театра, и то специфическое, что делает неповторимой работу актера-кукольника. Можно смело утверждать: каждый из актеров — мастеров ГЦТК прошел через трудное освоение основ «системы» Станиславского, трудное потому, что в подавляющем большинстве своем постижение это было творческим. Для каждого из актеров путь к мастерству, как и путь к сердцу зрителя, лежал через глубоко индивидуальное, своеобразное проникновение в тайны общения живого человека, актера — с куклой. Постижение же тайн загадочного превращения куклы в гибкий и послушный инструмент, являющийся одновременно и материалом для создания образа, овладение тайнами оживления «мертвой материи» шло через всю самобытность изысканий каждого из актеров, через находки крупиц опыта, имеющих всеобщее, универсальное значение. [* Вспомним, кукла-марионетка не привилась в Центральном театре кукол, здесь работают с «верховой», играющей над ширмой куклой со всеми тремя ее разновидностями: петрушечной, или перчаточной куклой, надеваемой на руку — на пальцы и запястье актера; тростевой, управляемой с помощью находящегося внутри куклы механизма-гапига и прикрепленных к ее рукам скрытых или видимых тростей; механической (последняя, явившись своего рода развитием тростевой куклы, способна производить значительное число трюков — открывать и закрывать рот, глаза и т. п.). Поэтому суждения образцэвцев о характере, способе работы актера-кукольника над ролью, бесспорныз но отношению к актеру, взявшему в руки «верховую» куклу, могут оказаться уязвимым в применении к актеру-незрэтасгу, т. е. работающему с куклой-марионеткой. Речь идет, как мы увидим ниже, о процессе выработки технических навыков, приобретении актером чисто внешней виртуозности.]

Какими же путями шло развитие, формирование системы образцовцев?

Всестороннее понимание истинного значения этой работы возможно лишь при обращении к тем первоначальным годам поисков, когда еще только закладывался фундамент этой системы.

Уже в работе над первыми спектаклями театра Образцов сумел показать, что только глубокий анализ драматургии, ее лексических особенностей способен продиктовать изобразительный стиль, конструкцию, колорит кукол, ширмы, декорации будущего спектакля. Была «сломана» привычная плоская ширма театра. Она оказывалась каждый раз иной, неся печать неповторимости режиссерского решения спектакля. Было выдвинуто требование поисков особого — для любого нового спектакля — кукольного народца, способного населять страну, придуманную писателем. Колористическая и конструктивная гармония декорации и куклы, связь изобразительного решения со словом и характером поведения героев — все становилось проблемой для каждого спектакля в отдельности, требуя новых решений, а с ними и новых поисков, новых открытий.

Продолжение: Часть 178

Мы принимаем к оплате