Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 175

Мы рекомендуем: в театр Образцова

Ранее: Часть 174

Высоко оценивая постановку образцовцами большого пародийного представления, в котором «халтура, безвкусица, бессмыслица, пошлость вытащены на сцену и беспощадно осмеяны», режиссер Григорий Козинцев в статье-рецензии на спектакль, названной им «Большое искусство на маленькой сцене», особо подчеркивал общественно-эстетическую значимость «Обыкновенного концерта». «Говоря об этом спектакле, — писал он, — трудно употреблять слово кукла, хочется говорить — "образ", "характер"».

Весьма существенное и, применительно к тому пути, на который все настойчивее стремился стать театр, очень точное наблюдение!

Именно стремление создавать типические образы-характеры и позволило театру сказать свое весомое, новое общественно-художественное слово в такой, казалось бы, заезженной области, как пародирование эстрадно-концертных номеров. И, думается, именно это и дало ему возможность подняться над обычным уровнем внутритеатральной пародии и насытить обличение эстрадных бед и недостатков пафосом большого гражданского звучания. А в конечном итоге суметь направить сатирические стрелы в адрес многого из того, что враждебно и чуждо самой природе нашего искусства.

Одним из замечательных проявлений искусства социалистичзского реализма назвали критики «Обыкновенный концерт». Его сатира несла высокий пафос утверждения. Именно этот пафос, как мы видели, и составлял подлинную значимость позиции театра.

Поиски актерской выразительности

Гражданская смелость, эстетическое новаторство Центрального театра кукол, так ярко проявившиеся в постановке «Обыкновенного концерта», окончательно утвердили коллектив образцовцев в ряду выдающихся театров страны, рожденных новым временем.

Работа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы по-новому раскрыла дарование С. Образцова-режиссера, сделала более мужественным, более зрелым искусство художников-постановщиков В. Андриевича, В. Тереховой, Б. Тузлукова, воспитала целую плеяду одаренных композиторов-кукольников — Н. Александрову, В. Кочетова, Г. Теплицкого. Но даже совместные усилия этих первоклассных постановщиков, каждый из которых был способен на подлинные открытия в своей области, никогда не привели бы к такому решительному преобразованию кукольного искусства, какое произошло в эти годы, не будь в театре его поистине неоценимого богатства — коллектива выдающихся мастеров актеров-кукольников.

Уже к 1946 году, ко времени завершения работы над «Обыкновенным концертом», ГЦТК располагал не только лучшей в мире труппой кукольников, но и стройной системой работы актера-кукольника над созданием художественного образа.

Послужной список каждого из актеров основного костяка театра — и «стариков», основателей ГЦТК — Е. Сперанского, Е. Успенской, А. Кусова, и актеров среднего поколения — Е. Синельниковой, С. Самодура, Л. Казьминой, А. Воскобойниковой, А. Майзеля, П. Мелиссарато и молодежи [* Имеется в виду не физический возраст актера, а время его начала работы в ГЦТК: 1932 год — для «стариков», 1936 — 1938 годы — для среднего поколения, 1942 — 1946 годы — для вновь пришедших в ГЦТК.] — Д. Липмана, И. Дивова, С. Мей, 3. Гердта — был украшен не только перечнем фантастических по творческой амплитуде ролей мышей, львов, змей, птиц и чертей, простолюдинов и принцев, маленьких детей и глубоких стариков. За плечами каждого из них были выдающиеся актерские работы, многие из которых могли бы составить славу любому самому крупному театру кукол мира.

Продолжение: Часть 176

Мы принимаем к оплате