Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 123

Мы рекомендуем
  • Время женщин

    25 апреля
    в театр Современник

    2500-4500

    Купить билеты
  • Школа жён

    25 апреля
    Театр Мастерская П. Фоменко

    Купить билеты
  • Король Лир

    25 апреля
    Театр Мастерская П. Фоменко (Новая сцена. Большой зал)

    Купить билеты
  • Шут Балакирев

    26 апреля
    Билеты в театр Ленком

    2000-7000

    Купить билеты
  • ПЛАТОНОВ

    26 апреля
    Билеты в театр Сатиры

    Купить билеты
  • Тремя этажами выше

    26 апреля
    Билеты в театр Сатиры

    Купить билеты
  • Бег

    26 апреля
    Театр им. Евг. Вахтангова

    Купить билеты
  • Гроза

    26 апреля
    Театр им. Евг. Вахтангова

    Купить билеты

Ранее: Часть 122

Не так ли поступил со сказкой Гоцци на заре революции Е. Б. Вахтангов? Представляется, что именно это и обусловило, в первую очередь, победу обоих спектаклей. Очевидно, именно поэтому, наряду с вахтанговской «Турандот», «Король-Олень» оказался признан вершиной советской гоццинианы. [* Говоря о недостаточной известности сказок К. Гоцци в СССР и дискуссионности ряда постановок этих сказок (главным образом в дегских театрах страны в тридцатые годы), С. Мокульский отмечает: «Совершенно обособленно стоит блестящая, талантливая, яркосвоеобразная постановка "Короля-Оленя", в кукольном театре Образцова» («Карло Гоцци и его сказки для театра», М., 1956)]

Сперанский бережно отнесся к тексту Гоцци. Почти не изменяя основной ткани пьесы, делая лишь необходимые для театра кукол (и времени!) сокращения, он блестяще раскрывает комедийные образы и сцены, сохранившиеся в оригинале лишь беглой сценарной записью, превращая их в развернутые диалоги, эпизоды.

Пьеса Гоцци состоит как бы из трех, накладывающихся одна на другую, параллельно развивающихся стихий. Это героико-романтическая стихия, в которой живут образы «высокие» (король Дерамо, Анджела). Герои второго плана — комедийные образы, те самые наследники комедии масок, от которых они и получили и имена, и основные очертания характеров, — Панталоне, Труфальдин и др. (Исключение составляет Тарталья, который из традиционного мелкого вруна и пьяницы превращен Гоцци в первого министра — предателя и убийцу). Третья стихия — это силы волшебства, которые, по пьесе, вызываются волей великого мага, направляют действие по определенному руслу и должны в конечном счете решить исход судьбы героев.

Наибольшее возражение Е. Сперанского-драматурга вызывало то философское начало сказки, которое обусловливалось наличием сил волшебства, разрешающих основной конфликт пьесы. Как бы естественно ни вели себя ее герои, какими бы закономерностями их характеров ни предопределялись все их столкновения, — основное место в пьесе Гоцци занимала своего рода предопределенность события, рок.

Чтобы снять значение этого рока или преуменьшить его влияние и тем самым переосмыслить философскую концепцию сказки, Е. Сперанскому потребовалось более смело ввести в действие героев второго плана, сгладить различие — жанровое, стилистическое, разделяющее эти три стихии. Для этого необходима была прежде всего «ассимиляция» наследников комедии масок с героями первого плана, что требовало известных конструктивных изменений. Однако от решения именно этих образов зависела судьба спектакля ГЦТК. Ведь жизнерадостное, народное начало сказки, которое и было дорого Центральному театру кукол, находило наиболее полное выражение в комедийных образах.

Е. Сперанский блестяще справляется с этой трудной задачей. [* Представляется необходимым подробно остановиться на сравнительном анализе обеих редакций «Короля-Оленя», поскольку переработка фьябы Гоцци, произведенная Сперанским, позволяет яснее осознать животворность и новаторский характер тех идейно-творческих принципов драматургии театра кукол, которые разрабатывались и утверждались ГЦТК.]

Продолжение: Часть 124

Мы принимаем к оплате