Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 116

Мы рекомендуем

Ранее: Часть 115

Программа кукольного живого журнала «Крокодил на фронте» не ограничивалась, однако, разоблачением авантюристичности замыслов гитлеровцев. В таком памфлете, как скажем, «Арийцы в зоопарке» Валентина Катаева, поднимался разговор о расистских «теориях» и звериной расистской практике фашистов. Отлично использовался басенный прием — животные изображали людей. Обобщение доводилось почти до символа. В центре пьесы — некий «профессор» ариец. Посетив зоопарк, он предлагает всех животных — слона, жирафа и т. д., всех «неарийцев», а тем более «семитов», «вырвать с корнем». Штурмовик по приказу «профессора» искореняет почти всех обитателей зоопарка. «Профессор» опустошил бы всю землю, да на горе свое столкнулся с медведем. Русский медведь с помощью английского льва уничтожает «профессора». «Вот это называется очистить расу», — заключал директор зоопарка.

Нужно ли говорить, как выигрышно выглядели на кукольной ширме басенно-плакатные персонажи этого спектакля — простые по конструкции (главным образом петрушечные, перчаточные, в отдельных случаях тростевые куклы) и в то же время решенные художником-скульптором в традиции советской политической графики: броско, сатирически заостренно, вне всякого стремления дать натуралистическое воснроизведение-настоящего животного.

Напоминание о мракобесии фашизма, пусть сделанное в несложной форме, вновь укрепляло людей в мысли: понятия фашизм и жизнь, фашизм и человек несовместимы, фашизм следует искоренить. Именно в этом и был пафос катаевской пьесы и спектакля, поставленного Л. В. Браусевичем.

Время чудом сохранило отзывы зрителей, оставивших свои впечатления от представления «Крокодил на фронте» Ленинградского филиала ГЦТК. Это не парадные записи в книге отзывов. Сделаны они на отдельных листках — скромные отзывы, написанные по велению сердца. «Впечатление самое отрадное, театр замечательно четко и мастерски владеет куклой, которые кажутся в руках актеров живыми людьми. Большое спасибо товарищи, за спектакль». Трудно установить фамилию политрука, подписавшего одну из путевок театра, но она и сегодня сохраняет признаки времени: «Злободневность темы и политическая направленность, обеспечившие здоровый отдых бойцов и боевую зарядку, вызвали у призывников оживление. Несомненное мастерство показа материала завоевало у зрителей заслуженный успех. Рекомендую бригаде театра кукол показывать такие актуальные спектакли бойцам и начсоставу РККА. От лица всех призывников пункта выражаю участникам бригады искреннюю благодарность и признательность».

Все трудные годы войны работал этот коллектив.

Патриотическая тема любви к своей стране, к своим городам, к достоянию своей культуры находит все большее звучание на ширме фронтового театра кукол. Наряду с остросатирическими темами, разоблачавшими гитлеровцев, видное место занимают и инсценировки народных былин. В эпосе черпают кукольники темы и сюжеты для своих спектаклей. [* Как бы в двух направлениях строил свою программу и коллектив кукольников театра Краснознаменного Балтийского флота. Его основатели — артисты Ленинградского театра кукол (раньше Ленинградский большой театр кукол) А. Гак, Л. Гаврилов и С. Хомяков.]

Продолжение: Часть 117

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате