Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 110

Мы рекомендуем

Ранее: Часть 109

Вспомним об удаче осуществленного в середине тридцатых годов спектакля-памфлета, спектакля-плаката ГЦТК «Большой Иван» С. Образцова и С. Преображенского. Не была ли она продиктована глубоким проникновением постановочного коллектива в сердцевину образного строя лучших советских плакатов, как сатирических, так и героических?

Постоянное внимание к плакату, особенно в предвоенные годы, когда нее чаще и чаще советские плакатисты обращались к теме защиты отечества и укрепления обороноспособности страны, как никогда пригодилось Центральному театру кукол в дни подготовки его первых фронтовых спектаклей.

«Радиоперехват из Берлина» был решен при помощи известного басенного приема — людей изображали животные. Вспомним, кстати, как часто аналогичный призм применяли в своих плакатах Д. Моор, М. Черемных и другие художники. В театре, однако, этот прием как бы наслаивался на другой — на использование обычного, натурального радио, обычной радиопередачи, что контрастировало с условной природой «изобразительной» басни. Вот как описывает этот номер С. В. Образцов: «Один из актеров в рупор говорит текст якобы берлинской радиопередачи, а в это время на сцене происходит безмолвное или, во всяком случае, бессловесное действие. В коричневом зале имперской канцелярии в Берлине происходит конференция по установлению нового порядка в Европе. На конференцию прибыли Муссолини, Петэн, Маннергейм, Антонеску и др. Председатель конференции — рейхсканцлер Гитлер. Роли их исполняют куклы-собаки. Муссолини — бульдог, Петэн — пудель, Гитлер — немецкая овчарка с черными усами. Конференция заканчивается громадной грызней и общей свалкой».

Наслоение двух, казалось бы, разнородных приемов давало совершенно неожиданный эффект. Серьезность тона радиоголоса не зачеркивалась открыто театральным, буффонным приемом. Более того, она выявляла всю серьезность того, что происходило в рейхсканцелярии. Да и сама манера поведения героев-собак (каждый раз — характеристика определенного типа) — в начале строгая и полная достоинства — необычайно усиливала эффект яркой разоблачительной концовки.

Особое значение в этом номере приобрела острота сценической мизансцены, графическая четкость абриса всей многофигурной композиции. Необходимо было показать угодливую зависимость всех персонажей от главного, центрального лица — черноусой немецкой овчарки и в то же время продемонстрировать попытки каждой из присутствующих на совещании собак посильно сохранить свою индивидуальность. Нельзя было допустить дешевого комикования, чтобы не снизить серьезности сатиры. Наряду с этим номер должен был оставаться смешным.

Образцов подробно разрабатывает сложную партитуру действия каждого персонажа. В условиях ультракороткого спектакля (по существу, эстрадного номера) важно было найти осмысленность каждого жеста, наполнить каждую секунду сценического времени емким, интересным содержанием. Режиссер добивается предельной актерской выразительности.

Продолжение: Часть 111

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате