Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 101

Мы рекомендуем
  • Плащ, Джанни Скикки

    26 июня
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты
  • Сильфида

    28 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Бал-маскарад

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    Купить билеты
  • Ариадна на Наксосе

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты

Ранее: Часть 100

Ставя спектакль, Образцов предложил интересное решение: на сцене должны были встретиться две фактуры — игрушки (деревянные, плюшевые, целлулоидные) с натуралистическими куклами, изображающими «настоящих» животных. На фоне натурального леса, натуральных крыс и кошки должны были ожить и полосатый плюшевый тигренок, и пупс в ванне, и отряды солдатиков.

Требовалось большое актерское мастерство, чтобы заставить жить, например, натуралистически сделанную куклу кошки. Необходимы были огромный темперамент, актерский такт и внутренняя грация, чтобы загладить все несовершенство куклы. Театральная кошка должна была быть такой гибкой и мягкой, такой быстрой и грациозной, чтобы зритель поверил в истинность ее существования.

Ничего этого, однако, не произошло.

Неумение актеров марионеточной группы создавать образы внутренне значимые, художественно убедительные, поиски лишь внешнеимитацион-ного решения привели театр еще к одной неудаче. [* Премьера спектакля «Лесная тайна» (пьеса Евг. Шварца) состоялась 1 октября 1939 года. Постановка С. Образцова, оформление А. Ревазова, куклы Е. Гвоздевой, А. Ревазова и Н. Солнцева композитор Н. Александрова. Исполнители: 3. А. Алексеева, В. Бойко, М. Гринберг, М. Дембольский, О. Инская, Ф. Кулешова, в. Курдюмов, П. Лебедева, П. Постникова, А. Торпашев и Б. Урсинович (марионеточная группа театра).]

«Я человек мнительный, — писал как-то полушутя Е. Л. Шварц С. В. Образцову. — В Москве обычно не везет, и я полон мрачными предчувствиями» 26. Пьесе Шварца на этот раз действительно не повезло. Понадобились годы, чтобы театр смог снова вернуться к драматургии одного из выдающихся «кукольных дел мастеров», вернуться и победить. Понадобилось время и для того, чтобы театр смог убедиться в том, что с помощью кукол-марионеток ему не решить ни одной из тех задач, какие представлялись важными.

Убедиться и вывести кукол на нитках из своего театра.

Из неудач марионеточных спектаклей Центрального театра кукол отнюдь не следует делать вывод о неспособности этой древнейшей разновидности театра кукол занять свое место в авангарде творческих поисков современных кукольников, воплощать большие и значительные темы. Достаточно хотя бы назвать имена Спейбла и Гурвинека — бессмертных созданий нашего современника, народного артиста Чехословакии Иозефа Скупы, слава о которых уже в те годы вышла далеко за пределы их родины, чтобы убедиться в поучительной жизнеспособности кукол на нитках. Но эти куклы требуют высокого профессионализма, совершенной точности мастерства исполнителей, «пианистической» виртуозности, чем, к сожалению, марионеточная группа ГЦТК не обладала.

Было бы несправедливо при этом всю тяжесть неуспеха группы перекладывать на плечи одних актеров. Немалую роль сыграло и то, что сам Образцов (о чем он не раз говорил) и его ближайшие сотрудники не нашли ключа к секретам театральной выразительности этой формы кукольных представлений, «не имели вкуса» к ней и при всей своей добросовестности не смогли, решая эти спектакли, фантазировать, искать, «открывать» с такой внутренней свободой и полнотой творческого воображения, как в работе с «верховыми» куклами. Что ж, не все, как видно, формы подвластны художнику. Поняв, что приемы, которые заложены в самом существе куклы-марионетки, не способны реализовать мысли, которыми были одержимы образцовцы, коллектив ГЦТК отказался от этой куклы. Тем более, что в мире куклы «верховой» их ждали новые открытия, новые успехи, еще более утвердившие коллектив в правильности избранных творческих путей.

Продолжение: Часть 102

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате