Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 99

Мы рекомендуем: в театр Образцова

Ранее: Часть 98

В пьесе было одно очевидное достоинство. Каждая из стран показывалась как сумма определенных, незыблемых догматов, доведенных до абсурда. Столкновение же с этими догматами обычных, нормальных людей вызывало в них естественное внутреннее содрогание. (Хотя следует заметить, что многие из положений пьесы имели откровенно аттракционный характер.) Интересные, талантливо придуманные трюки вносили некий элемент развлекательности чисто эстрадного свойства, который, естественно, нарушал всю стройность композиционного решения.

Недостатки пьесы в значительной мере стали и недостатками спектакля. Излишняя поучительность, откровенный дидактизм снижали его идейно-эстетическое звучание. [* Премьера спектакля «Путешествие в странные страны» В. Полякова состоялась 21 января 1939 года. Постановка С. Образцова и А. Благонравова, оформление Б. Тузлукова, куклы В. Тереховой, композитор Г. Теплицкий. Первые исполнители: В. Майзель, Е. Оттен, В. Потемкина, Б. Рубан, Е. Сперанский, Е. Успенская (1-я группа). 6 ноября 1939 года состоялось 100-е, 23 июня 1941 года — 210-е, последнее представление.]

Перенесенный, «пересаженный» из другой постановки персонаж (а здесь фигурировал скорее костюм Кота в сапогах, нежели его характер) не способен был спасти положения. Приобретя самодовлеющее значение, прием, не окрыленный мыслью, так и остался внешне-театральным приемом.

К концу 30-х годов в Центральном театре кукол уже выработалась стройная система того театропонимания, которая составляла творческое кредо коллектива. Многие из открытий театра носили уже гораздо более широкий характер, нежели местные находки одного из многочисленных отрядов советских кукольников. Опыт образцовцев с каждым годом все явственнее становился гордостью советского театра. Получив всеобщее признание на Первом Всесоюзном смотре кукольных театров (1937), ГЦТК занял первое место. [* С 15 по 24 декабря 1937 года в помещении ГЦТК проходила декада — Всесоюзный смотр кукольных театров Советсково Союза. В показе принимали участие: Центральный театр кукол, Театр кукол художников Ефимовых, Ленинградский кукольный театр под руководством Евг. Деммени, Ленинградский театр кукол под руководством Л. Е. Шапориной-Яковлевой, Первый Московский театр кукол, Московский театр кукол под руководством В. А. Швембсргера, Театр кукол Центрального дома пионеров Москеы под руководством О. Л. Аристовой, Грузинский театр кукол, Армянский театр кукол, Узбекский театр кукол, Казанский театр кукол, Ростоеский театр кукол, Рыбинский театр кукол, Воронежский театр кукол. ГЦТК показал на декаде 15 декабря спектакль «Кот в сапогах», 18 декабря — «По щучьему веленью», 22 декабря С. В. Образцов сделал доклад об искусстве театра кукол, 23 декабря состоялся творческий вечер С. В. Образцова.]

Центральный театр кукол теперь нередко называли образцом коллективного новаторского творчества. И это было справедливо. Можно с уверенностью сказать, что решение сложных идейно-художественных проблем, тем, выношенных и выстраданных Образцовым-режиссером, могло быть им осуществлено в те годы уже не только потому, что произведенная им реформа, касавшаяся методов работы режиссера, актера, художника театра кукол давала явственные результаты, но и потому, конечно, что неизмеримо выросло в этом театре мастерство актера, далеко шагнувшее вперед от привычных норм кукловождения, как называли в двадцатые — начале тридцатых годов работу актера-кукольника.

Продолжение: Часть 100

Мы принимаем к оплате