Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 98

Мы рекомендуем: в театр Образцова

Ранее: Часть 97

«Зачем?» помогли театру оставить самое необходимое из того, что должно было фигурировать в спектакле-плакате, спектакле-памфлете. Образцов и раньше, работая с авторами, любил пользоваться свеобразным методом анализа пьесы — выстраивать, как он говорил, лесенку, по обе стороны которой должны были располагаться все позитивные и негативные действия героев. Теперь же, когда он сам выступал в качестве автора-драматурга, необходимо было с особенной тщательностью проверить каждое слово, каждый поворот в судьбах героев (ведь за его-то плечами не было «деспота»-режиссера, который задает тысячи вопросов, помогает выстраивать пьесу).

Глубокий по мысли, своеобразный, неожиданный по всему своему решению спектакль «Большой Иван» стал одной из выдающихся работ театра. Воспринимавшийся «дома», в Москве, как героическая легенда о недавном прошлом народа, спектакль звучал как остросовременный, подлинно революционный в городах Западной Белоруссии и Западной Украины, освобожденных из-под панского ига, куда был привезен на гастроли в 1939 году.

«"Большой Иван" — принципиальная для театра работа, — писала о спектакле год спустя газета "Советская Украина", — сказка современная, революционная по своему содержанию, включающая и элементы политической сатиры, и обобщенное образное вскрытие истории. При этом театр стремился сохранить в спектакле поэтичность и героическое начало настоящей сказки. Большой Иван — это образ народа, сильного, но порабощенного, ослепленного, постепенно прозревающего и побеждающего своих врагов. Уже одно сопоставление огромной фигуры Ивана, которого играет артист Г. Ю. Росфельдт, появляющийся на ширме во весь свой человеческий рост, — сопоставление его с маленькими злыми и хитрыми, но ничтожными по существу фигурками кукол — его братьев создает такой эффект, который недоступен изобразительным средствам другого, не кукольного театра».

Став своеобразным толчком для рождения спектакля «Большой Иван», «Кот в сапогах» явился и своего рода прародителем спектакля, поставленного в 1939 году по пьесе Владимира Полякова «Путешествие в странные страны». Однако в противоположность тому, как это произошло в работе над «Большим Иваном» (когда прием лишь активизировал мысль), здесь было совершено прямое заимствование ставшего популярным образа.

Пьеса В. Полякова была построена как обозрение комедийного характера. Главные герои — школьники брат и сестра Коля и Нина, — засыпая, обнаруживали, что их кошка — волшебное существо, не кто иной, как Кот в сапогах. Он-то и предлагал детям повести их в такие страны, которые являлись как будто пределом их мечтаний. Коля с Ниной попадали вначале в страну Сластению, где все было построено из сахара, шоколада, конфет и меда (кончилось путешествие, конечно, тем, что у детей разболелись зубы). Следующей страной была Бездисциплиния, где не нужно было соблюдать правила общежития, можно было врать, делать все обратное тому, что подсказывает человеческий разум. В стране Курилии детей ждало не только полное разочарование, но они вообще оказывались на краю гибели. Спасал их тот же Кот. Возвращение было счастливым. Ощущение дома бесконечно радостным.

Продолжение: Часть 99

Мы принимаем к оплате