Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 89

Мы рекомендуем

Ранее: Часть 88

Театр показывал марионеточный спектакль «Цирк» (по пьесе А. Федотова). Нет, это было уже не старое зайцевское представление. Ведут кукол несколько актеров-невропастов. Веселый рыжий с граблями. Дрессированные лошади, скачущие через барьер. Жонглер, кидающий разноцветные шарики. Балерина. Красочный, спектакль не стремился имитировать настоящий цирк, но его полушутливые, полупародийные номера раскрывали притягательную силу того блестящего зрелища-волшебства, каким всегда блистал цирк. Артисты знали, что спектакль будет пользоваться успехом. Но о таком триумфе, какой изведали они, путешествуя по московским дворам, даже не смели и мечать. «Я редко видел актеров нашего театра такими счастливыми и в таком приподнятом настроении» , — вспоминает Образцов. То ли от сознания побежденного былого предубеждения к кукольникам (смешными становились даже воспоминания о строгих надписях на воротах дореволюционных домов), то ли от большого успеха или оттого, что образцовцы воочию познакомились с бытом современного двора, где живут, играют, спорят, взрослеют мальчишки и девочки, но автофургонные спектакли вошли в жизнь театра как одно из любимых и счастливых начинаний. [* «В прошлом (1936) году Государственный Центральный театр кукол, оборудовав два фургона, объехал 800 дворов Советского и Бауманского районов Москвы» («Известия», 22 июля 1937 года).]

На одной из машин путешествовал со своим спектаклем Иван Афиногенович Зайцев. Однажды, закончив спектакль, Зайцев уехал домой совсем больным. 25 июня 1936 года его не стало.

Весь театр провожал в последний путь своего старшего товарища, первого кукольника — заслуженного артиста республики И. А. Зайцева. Гроб положили в фургон, в котором недавно играл он свои спектакли. Траурная машина поехала по тем местам, которые вдоль и поперек были им исхожены и изъезжены. На прощание все члены коллектива образцовцев подняли вверх руки — таков был старинный обряд прощания кукольников со своим умершим товарищем.

А наутро фургон вновь поехал по московским дворам, и снова на Филях и в Замоскворечье, на Можайском шоссе и Софийской набережной, на Большой Пироговской и Малой Бронной гудели голоса хозяев этих дворов.

Театр показывает во дворах не только «Наш цирк», но и «Гусенка», сыгранного лишь за лето 1936 года свыше полутораста раз. Летом 1937 года обе группы театра подготовили — каждая по одному — новые спектакли: «Наш двор» С. Преображенского [* Премьера автофургонного спектакля «Наш двор» состоялась 7 июля 1937 года. Автор С. Преображенский, постановка С. Образцова, режиссеры Л. Казьмина, О. Ушакова, Е. Сперанский, художник В. Терехова, композитор Н. Александрова. Исполнители — актеры 2-й группы: А. Воско-бойникова, Е. Каменская, Г. Росфельдт, С. Самодур.] и «Веселые куклы» А. Федотова [* Премьера автофургонного спектакля «Веселые куклы» состоялась 16 июля 1937 года. Автор А. Федотов, постановка В.Швембергера и А.Федотова, художник Б.Тузлуков, композитор Г. Теплицкий. Исполнители — актеры 1-й группы: А. Кусов, В. Майзель, В. Потемкина, Е. Сперанский.]. И не было в работе над этими спектаклями даже тени желания сделать их попроще. Коллектив дорожил честью бродячих , народных артистов, сохраняя незапятнанным то знамя боевого страстного искусства, которое, по традиции веков, народные артисты-кукольники передавали своим последователям, завещая воспевать любимцев народа, издеваться над его врагами.

Продолжение: Часть 90

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате