Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 85

Мы рекомендуем
  • Плащ, Джанни Скикки

    26 июня
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты
  • Сильфида

    28 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Бал-маскарад

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    Купить билеты
  • Ариадна на Наксосе

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты

Ранее: Часть 84

«Эта сказка дает очень большой материал для театра, — говорил на обсуждении пьесы Образцов, — мы имеем возможность осмеять царя и его двор». Предлагая «избавить пьесу от ложнорусского стиля» и от «принципиального ничегонеделанья», он советовал производить это с максимальной бережностью по отношению к тому ценному, что несомненно было в пьесе.

В содружестве с театром Е. Тараховская изменила пьесу. Все акценты были умело перенесены на осмеяние царя и царского двора, были сняты все симпатии в адрес ничегонеделанья. От воспевания крестьянской патриархальщины не осталось и следа.

Образцов неоднократно говорил о том, что, пожалуй, ни один вид театра не способен так достоверно и увлекательно воспроизводить мир фантастики, как театр кукол. Казалось, что пьеса-сказка «По щучьему веленью» как раз и содержит этот богатейший материал для сценических превращений, для создания спектакля, полного чудес и феерического блеска. Ничего этого, однако, в спектакле не оказалось. В противовес внешнефеерическим эффектам Образцов в качестве постановщика и художника стремился найти бытовую убедительность для всех превращений в пьесе.

В середине тридцатых годов, каждый, кто знал законы сцены, открытые Станиславским и Немировичем-Данченко, уверовал и в то, что фантастичное в театре только тогда становится реальным, когда оно обретает свой «быт», т. е. тогда, когда у зрителя рождается полная вера в самую возможность существования этого фантастичного. Каждый превосходно помнил, что знаменитая «Синяя птица», поставленная Станиславским, потому так долго оставалась в репертуаре Художественного театра, что режиссер сумел гениально найти форму обыденного существования фантастики.

Работая над спектаклем «По щучьему веленью», Образцов менее всего заботился об изобретении новых театральных чудес. Его почти не интересовали те технические приемы, которые должны были реализовать щучьи дары (он знал: эти технические приемы родятся сами собой, когда будет найдена основная стихия всего спектакля в целом). Главные заботы были сосредоточены вокруг того, чтобы все фантастичное, имеющееся в пьесе, обрело в спектакле свой «дом», «прописку», обзавелось необходимым «хозяйством».

На поиски этого «хозяйства» и ушла огромная часть репетиций. Вновь и вновь пересматривались все имевшиеся на складе запасы красок, холстов, позолоты, пока, наконец, было найдено последнее, оказавшееся единственно верным и точно отвечавшим замыслу, решение. [* Так, художник удачно использовал при оформлении спектакля шероховатую поверхность холстов, звучную гармонию локальных цветов — красного, синего, желтого. Неожиданный эффект давало применение позолоты. Золотой цвет своеобразно подчеркивал всю внутреннюю опти-мистичность, жизнерадостную солнечность спектакля.]

Продолжение: Часть 86

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате