Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 81

Мы рекомендуем
  • Травиата

    19 апреля
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3500

    Купить билеты
  • Женитьба

    19 апреля
    Билеты в театр Ленком

    1500-7000

    Купить билеты
  • ПЛАТОНОВ

    19 апреля
    Билеты в театр Сатиры

    Купить билеты
  • Последние луны

    19 апреля
    Театр им. Евг. Вахтангова

    2000-5000

    Купить билеты
  • Неформат

    19 апреля
    в театр Современник

    Купить билеты
  • Заходите-заходите

    19 апреля
    Театр Мастерская П. Фоменко

    2500-4500

    Купить билеты
  • Капитан Фракасс

    19 апреля
    Театр Мастерская П. Фоменко (Новая сцена. Большой зал)

    Купить билеты
  • Пламя Парижа

    20 апреля
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    от 2000

    Купить билеты

Ранее: Часть 80

Образцов, его соратники по театру кукол были хорошими учениками тогда, когда основывали свой театр. Можно считать, что не было ни одного театрального начинания, о котором не знали бы образцовцы. Но может быть, одна из самых больших их заслуг заключалась именно в том, что, широко используя опыт прошлого и строя свои поиски на фундаменте этого прошлого, они отвергали те наслоения и штампы, которые уже существовали в этом виде театра. «Если освободить театр кукол от пластов ложного, псевдонародного стилизаторства "под лубок", "под раешник", от грубого иллюзионистического подражательства, от дублирования работы "человеческих театров", от реставраторства, если видеть в театре кукол искусство, нужное и абсолютно современное, то можно достигнуть очень многого, — не раз повторял Образцов. — Куклы обладают подлинно театральной выразительностью: ряд вещей можно играть только куклами».

В своей театральной практике Образцов ежедневно вел трудную, порой изнурительную борьбу со стилизаторством, подражательством, реставраторством. Ненавидя это и в искусстве других, и в своем собственном, он верил в свой театр, знал, что уже создаются настоящие, талантливые пьесы для театра кукол.

Размышляя о драматургии для театра кукол, Образцов постоянно приходил к мысли о специфическом построении всей этой драматургии. «Если пьеса рассчитана на условность кукол, она обязательно будет построена на физических действиях персонажей, на физических задачах».

Объясняет он это так. Кукла не обладает способностью передавать нюансы психологического состояния человека, «все равно она передаст только часть движений человека, а стремление только имитировать не позволит найти в ней новые чисто кукольные движения. Трюковая мимирующая кукла... никогда не передаст всех тончайших психологических нюансов человеческой мимики». Кукла не может долго находиться «в относительном физическом покое, произносить большие монологи, действовать на зрителя только содержанием произносимого текста, так как она очень мало сможет добавить к нему вскрывающих этот текст мимических движений, и текст в конце концов оторвется от куклы, кукла покажется беспомощной, мертвой. Кукла может стать живой и увлечь зрителя только своим физическим поведением, и произносимый ею текст должен являться только поводом к этому ее поведению».

Разговаривая с драматургами, Образцов нередко обращал их внимание на то, что наиболее интересные пьесы для театра кукол при их пересказе состоят как бы из одних глаголов (сел, поскакал, перепрыгнул, упал и т. д.). Но он подчеркивал при этом, что сама по себе цепь простых физических действий не обязательно еще должна складываться в пьесу для театра кукол.

Так что же тогда такое пьеса для театра кукол?

Какой она должна быть?

Продолжение: Часть 82

Мы принимаем к оплате