Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 78

Мы рекомендуем
  • Сильфида

    28 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Бал-маскарад

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    Купить билеты
  • Ариадна на Наксосе

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты

Ранее: Часть 77

Но уже тогда, в середине тридцатых годов, вплотную подходя к формулированию этой мысли, Образцов не переставал доказывать, что театр кукол должен вскрывать те грани человеческого характера, человеческих свойств, которые «помогут разобраться в человеке» и какие не способен вскрыть никакой другой вид искусства. Если же это осуществимо, утверждал Образцов (а спектакли Центрального театра кукол доказывали, что осуществимо это в полную меру), то «кукольный театр — это определенный прием, и работать нужно в этом приеме, понимая, зачем мы занимаемся кукольным театром, зачем именно этим приемом мы вскрываем какие-то стороны человеческой жизни».

Условность, вытекающая из самого существа театра кукол, так же как и любая другая условность, может стать отличным проводником в решении сложных идейно-художественных задач. Следует лишь до конца понять эту условность, ее специфику (кто же может остановить сам процесс дальнейшего познания). Работая с драматургами, Образцов неоднократно повторял: «Надо поверить в куклу, обрадоваться ее условности, понять, что, если кукле дать настоящее дело, ей присущее, ей соответствующее, она отблагодарит вас за это. Она станет всесильной, она сумеет заразить своей новой реальностью вашего зрителя, она поведет его за собой туда, куда вы захотите».

Создание каждый раз, в каждом новом спектакле «новой реальности» — это и было тем решительно новаторским, что резко отличало режиссера Образцова от всех предшествующих ему кукольников. Какие же свойства куклы использовал он для создания этой «новой реальности»?

Известную роль играет размер кукол, подчеркивал Образцов: «Масштабные соотношения между героями, какие возможны в театре кукол, просто неосуществимы в "человеческом" театре. Любых размеров может быть великан-людоед в "Коте в сапогах", любых размеров может быть и мышиха-пискалиха в том же спектакле. А разве в "человеческом" театре может быть один актер больше другого в десять, двадцать, в сто раз?.. Выразительность встречи 3-метрового великана с 10-сантиметровым карликом невозможна в обычном театре».

Свобода масштабных соотношений, какая есть у театра кукол, — это, однако, далеко не главное,хотя и очень важное его свойство. Театр кукол располагает еще одной характерной особенностью — способностью изображать животных более интересно, многообразно, более выразительно и достоверно, чем, скажем, театр драматический. В каждом спектакле Центрального театра кукол рождались удивительные персонажи, под которыми либо подразумевались обыкновенные человеческие дети, как зайчата в пьесе-басне Г. Матвеева «Волшебная калоша», либо они оставались «настоящими» животными — такими, какими были пес Доллар, собака Каштанка, гусь Иван Иванович, гусенок Дорофей. Образцов и его театр очень дорожили способностью театра кукол изображать животных лучше, нежели это делается в других видах театра. Однако Образцов отлично понимал, что «театр кукол оказался бы очень обуженным в своих возможностях, если его ограничить только животными... Дело не в них, а в самой фактуре пространства, в котором живут персонажи».

Продолжение: Часть 79

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате