Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 75

Мы рекомендуем
  • Школа жён

    25 апреля
    Театр Мастерская П. Фоменко

    Купить билеты
  • Король Лир

    25 апреля
    Театр Мастерская П. Фоменко (Новая сцена. Большой зал)

    Купить билеты
  • Шут Балакирев

    26 апреля
    Билеты в театр Ленком

    2000-7000

    Купить билеты
  • ПЛАТОНОВ

    26 апреля
    Билеты в театр Сатиры

    Купить билеты

Ранее: Часть 74

Кукла, изображающая человека

Итак, драматургия составляла в этот период главную заботу театра. Наряду с многогранной, требовавшей большой отдачи творческих сил, каждодневной актерски-режиссерской практикой, Образцов именно на этом этапе — во второй половине тридцатых годов — пишет ряд статей, посвященных основным проблемам формирования и развития драматургии театра кукол.

Не случайны постоянные упоминания Образцова о том, что «пьеса рождается в театре». В основе этого утверждения была прежде всего мысль об общности характера идейно-эстетических устремлений театра и драматурга. Образцов не раз отмечал — и это было его давним убеждением, — что главнейшим назначением театра является задача «обнаружить в жизни что-то, чего раньше люди не замечали». Говоря об этом, он не делал и не требовал никаких скидок для театра кукол при решении важнейших общественно-эстетических задач. Полемизируя со скептиками, кто в самой природе театра кукол видел лишь приметы ограниченного, узкопримитивного, развлекательного жанра, он неоднократно повторял мысль о высоких задачах этого искусства, его еще непознанных, нераскрытых возможностях. «Когда мне говорят: "Ах, вы не можете показать "Человека с ружьем", ах, вы не можете показать современные, бытовые пьесы", я на это спокойно отвечаю, что никакие пьесы, в том числе современно-бытовые, не могут быть интересны только потому, что они современны. Интересны они тогда, когда несут определенную идею... А вот идею мы, кукольники, можем дать нашим пьесам любую. И не все ли вам равно, каким путем наш зритель придет к тому, что надо быть честным, что нельзя быть трусом, что нужно любить свою родину, что нужно защищать свое отечество, что человек должен быть свободным?»

Образцов и его театр верили в безграничные возможности искусства играющих кукол. В полемике с теми же скептиками Образцов точно наметил важнейшую цель театра. «Мне кажется, — писал он, — что часто в спорах о возможности для театра кукол поставить современную, политически направленную, советскую пьесу спорящие путают два различных понятия — тему и сюжет. Ведь одна и та же тема может быть решена совершенно разными сюжетами. Да, кукольный театр не может сыграть любой сюжет. Так же, как не может этого и "человеческий" театр, но тему мы можем поднять любую. Да, мы не можем сыграть сюжета Анны Карениной, но тему любви мы поднять можем, найдя для этой темы свои средства выражения, проведя эту тему по дорожкам другого сюжета... Мы знали, что если мы возьмем пьесы, в которых фигурирует пограничник, то мы рискуем загубить не только тему, но даже самую возможность решения современного спектакля. Кукла, играющая пограничника, бытового героя, уже одним своим размером, своей анатомией, манерой двигаться будет дискредитировать того, кого она изображает. Вопреки нашей воле она получится пародией... Если кукла попробует сыграть Анну Каренину, то получится пародия, если Гамлета, то может получиться дешевая мистика».

Продолжение: Часть 76

Мы принимаем к оплате