Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 72

Мы рекомендуем: в театр Образцова

Ранее: Часть 71

Недаром, спустя много лет, уже в 1953 году, посвящая свою статью Образцову и созданному им театру, А. Я. Бруштейн так писала об этом спектакле: «Образцов не признает спектакля только развлекательного, лишенного широкого идейного дыхания. Вспомним один из ранних спектаклей театра — "Волшебную калошу". Уже окончили вузы те маленькие зрители, которые на премьере отвечали смехом на телефонный разговор Филина с Сорокой. "Алло! Липовая АТС? Дайте 3 шишки, 2 сучка". Уже стал анахронизмом такой разговор, а спектакль этот живет, потому что живет и продолжает волновать зрителя его тема: быть храбрым — в нашей власти, это зависит от нас самих»6.

В период подготовки «Волшебной калоши» театр принял к постановке уже готовую пьесу «Гусенок», авторами которой были малоизвестные тогда еще детские писательницы Нина Гернет и Татьяна Гуревич. «Мы с огромным удовольствием поставили "Гусенка", — вспоминал позднее Образцов. — Эта маленькая пьеса прозрачна по сюжету, очень действенна и очень кукольна. Эта пьеса, родившаяся не под нашей крышей, стала нам очень дорога, стала нам родной». Однако театр и в этой, уже сделанной — и сделанной отлично — пьесе увидел целый ряд тех театральных «недодумок», которые захотелось исправить, уточнить.

«Гусенок» был поставлен за небывало короткий для ГЦТК срок. [* Премьера спектакля «Гусенок» состоялась 30 декабря 1935 года. Постановка Е. Сперанского и О. Ушаковой, оформление В. Тереховой, куклы Е. Гвоздевой, композитор Н. Александрова. Первые исполнители: А. Воскобойникова, Л. Казьмина, О. Ушакова (2-я группа). 12 июля 1936 года состоялось 100-е, 23 декабря 1945 года — 500-е, 21 декабря 1949 года — 1000-е, 22 августа 1952 года — последнее, 1255-е представление спектакля.]

Что же привлекло театр в этой маленькой, занимающей всего несколько страничек пьесе? И почему она, поставленная вслед за Центральным театром кукол почти всеми театрами кукол (и тысячами самодеятельных коллективов) страны, а за ними — уже в сороковые, пятидесятые годы — многими театрами кукол мира, стала одной из самых любимых и популярных пьес?

Игроспектакль — один из умело найденных способов театрального общения с детьми — был к тому времени уже широко известен советскому театру для детей. Эта форма неоднократно использовалась в спектаклях как для малышей, так и для школьников. К середине тридцатых годов деятелям детских театров были ведомы все тайные ходы воздействия актера-педагога, ведущего спектакль и общающегося с ребятами, и самого театрального представления, умело приспособленного к живой форме «игры» театра со зрителями. Эта выверенность педагогических приемов позволяла писать пьесы, рассчитывая на необходимое вмешательство зрительного зала в самый ход развития сюжета.

Продолжение: Часть 73

Мы принимаем к оплате