Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 63

Мы рекомендуем

Ранее: Часть 62

Введение этих рассказов, кроме того, значительно укрепило сюжет пьесы. Ведь для того, чтобы зритель понял всю драматичность поисков столяром Каштанки, необходимо было показать сцены, в которых маленький зритель видел бы эти поиски своими глазами. Оба рассказа очень помогли Е. Сперанскому. В пьесе человек и собака ищут друг друга, проходя по одним и тем же местам, но не встречаясь (Каштанка даже находит картуз своего подвыпившего хозяина). В одном из дворов Каштанку принимают за собаку генерала Жигалова (Сперанский здесь использует сцену из «Хамелеона»), а пьяный столяр, которому всюду мерегцится его собака, принимает за Каштанку бродячего пса. Так Сперанский вводит «Разговор человека с собакой».

Театр с чувством огромной ответственности и с неменьшей радостью начал работу над спектаклем. Верный себе, он вновь изменил конструкцию сцены. Полукруглая ширма мягкого серо-коричневого оттенка как нельзя лучше помогала выстроить сложные многоплановые выгородки, определить основную тональность всего спектакля. Пожалуй, наибольшую трудность во всей работе над этим спектаклем театр испытал при определении анатомии героев будущего спектакля. Ведь здесь должны были действовать живой человек и куклы.

— Шарманщик, который должен в начале спектакля разговаривать со зрителем.

— Герои всех трех рассказов Чехова.

— Зрители в цирке.

То обстоятельство, что все эти разнородные «стихии» не должны сосуществовать в одном пространстве, на одной «плоскости», позволило Образцову предложить роль шарманщика человеку-актеру, роли героев рассказов отдать петрушечным куклам, а зрителей цирка, находящихся «за барьером», как бы на ярусах, изобразить при помощи обычных деревянных дергунчиков.

Весной 1935 года спектакль был показан детям Москвы. [* Премьера «Каштанки» (пьеса Е. Сперанского по произведению А. П. Чехова) состоялась 17 марта 1935 года. Постановщик спектакля С. Образцов, режиссеры Б. Сахновский и А. Федотов, художник Т. Александрова, механические куклы Н. Солнцева, композитор В. Кочетов. В спектакле были заняты актеры: Б. Рубан, Е. Сперанский, Е. Успенская, А. Федотов, Е. Шольц. 29 ноября 1940 года было показано 500-е представление спектакля, 16 мая 1941 года — последнее, 523-е.]

Уже с первых мгновений, когда перед зрителями появлялся старый добрый шарманщик и, вынимая из мешка одну куклу за другой, начинал представлять героев будущего спектакля, — на глазах у зрителей происходило чудо рождения из «мертвой» куклы живого художественного образа (не это ли составляет одну из самых прелестных особенностей кукольного искусства?).

Обращаясь к зрителям, шарманщик разговаривал одновременно и с будущими героями спектакля, давая по пути необходимые пояснения «умерших» слов, неизвестных современным детям. «А ну, люди-человеки, которые там, в мешке, держись, показывать буду (вытаскивает из мешка городового). Что за человек... Молчит... Городовой! А ну, господин городовой, покажи, какие в старые-то времена городовые бывали» и т. д.

Продолжение: Часть 64

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате