Поиск мероприятия:

Гастроли оперы Большого театра во Франции

Мы рекомендуем: Продажа билетов в Большой театр
  • Дон Кихот

    23 сентября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Лебединое озеро

    25 сентября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000

    Купить билеты
  • Лебединое озеро

    26 сентября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000

    Купить билеты
  • Плащ, Джанни Скикки

    28 сентября
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты
  • Онегин

    4 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    Купить билеты
  • Онегин

    5 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    Купить билеты
  • Онегин

    6 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    Купить билеты
  • Жизнь Йозефа Гайдна, рассказанная им самим

    7 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Бетховенский зал)

    Купить билеты
  • Концерт артистов оркестра Большого театра

    21 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Бетховенский зал)

    Купить билеты
  • Травиата

    23 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3500

    Купить билеты
  • Травиата

    24 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3500

    Купить билеты
  • Спартак

    25 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000 до 18000 руб.

    Купить билеты
  • Концерт артистов Молодежной оперной программы

    26 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Бетховенский зал)

    от 3000

    Купить билеты
  • Спартак

    27 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000 до 18000 руб.

    Купить билеты
  • Спартак

    28 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000 до 18000 руб.

    Купить билеты
  • Драгоценности

    30 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Драгоценности

    31 октября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Нос

    1 ноября
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты
  • Баядерка

    2 ноября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000

    Купить билеты
  • Баядерка

    3 ноября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000

    Купить билеты
  • Баядерка

    4 ноября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    от 3000

    Купить билеты
  • Севильский цирюльник

    6 ноября
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    Купить билеты
  • Манон Леско

    7 ноября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    Купить билеты
  • Манон Леско

    8 ноября
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    Купить билеты

18 декабря 1969 года 400 человек: солисты оперы, артисты хора, оркестра, мимического ансамбля и небольшая группа балету, участвующая в оперных спектаклях выехали в Париж для гаст­ролей на сцене «Гранд-Опера». Боль­шой театр должен был показать на этой прославленной сцене свои оперные спек­такли: «Бориса Годунова» (8 раз) и «Хованщину» (7 раз) "Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина (8 раз), «Ев­гения Онегина» (7 раз) и «Пиковую даму» (5 раз) Чайковского — всего 35 спектаклей.

Это был первый выезд Большого те­атра с таким репертуаром во Францию за его почти 200-летнее существование. В истории французского искусства со­хранилась память о гастролях Дягилев- ской труппы — «Русских сезонах», в ко­торых была широко представлена новая русская оперная и балетная музыка, но­вые русские оперные и балетные спек­такли. Было это 60 лет тому назад. И хотя в русских сезонах участвовали такие корифеи отечественного искус­ства, как Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Анна Павлова, Михаил Фокин и целый ряд других замечательных арти­стов, дать полное представление о мону­ментальности русского оперного творче­ства, о звучании хора, оркестра, о гран­диозности декоративного оформления дягилевская антреприза не могла.

Для первой встречи парижан с веду­щим русским театром мы избрали клас­сический русский репертуар, справедли­во полагая, что знакомство с ним, как с ведущим разделом репертуара нашего театра, является главным и основопола­гающим. И мы не ошиблись.

«Бориса Годунова» парижане знали по спектаклям болгарских, югославских театров, приезжавших в Париж. Но лишь в исполнительских традициях и в редакции Большого театра «Борис Годунов» стал для парижан от­крытием.

«Борисом Годуновым» 22 декабря 1969 года и начались наши гаст­роли. Сразу же после премьеры печать очень оживленно описывала осо­бенности нашего спектакля, причем тогда впервые на страницах различ­ных газет прозвучало слово «триумф»: триумф советского музыкального театра, советского исполнительского стиля, русского классического репер­туара. Была определена первая черта — ансамблевость нашего театра. После укоренившегося во многих зарубежных театрах обыкновения фор­мировать труппы по принципу «звезда и антураж», наш театр, где каждый артист оперы, хора, мимического ансамбля играет, живет на сцене, су­ществует в качестве части органичного целого, создавая образ, поразил французов. Нет пустых мест, нет просто поющих, стоя на месте, с дежур­ными жестами от сердца в публику и обратно к себе.

Все это было сразу подмечено. Писали о «неслыханном по качеству оперном оркестре», «о совершенно фантастическом хоре, о котором только можно мечтать».

Следующим спектаклем был «Евгений Онегин». Эта опера явилась от­кровением для парижан в еще гораздо большей мере, чем «Борис Годунов». 12 лет назад «Онегина» поставили на сцене «Опера-Комик». Но спектакль не имел успеха и причины этого провала нам стали ясны в Париже. Чайков­ский прочно записан парижанами в число авторов инструментальных пьес, симфонической музыки, а как оперный композитор представлялся фран­цузам не очень значимым. Плохо был сделан и перевод текста «Евгения Онегина», особенно великие пушкинские стихи. Мы первые открыли для Парижа оперного Чайковского. Мы открыли и само сочинение, и оно про­извело огромнейшее впечатление. Мы открыли и целый ряд исполнителей. Париж увидел целое созвездие прекрасных артистов. Кроме Вишневской, которую знают в Париже уже довольно давно,— Атлантов, Мазурок, Си­нявская впервые предстали на суд парижской публики и получили самое высокое одобрение не только как вокалисты, но и как высокого класса певцы-актеры.

Ростропович очень известен во многих странах, в том числе и во Франции, как замечательнейший виолончелист. А тут его увидели за ди­рижерским пультом. Оказалось, что его громадное музыкальное дарование трансформируется и в область дирижерского искусства.

Продолжая «открывать» для парижан Чайковского, мы показали «Пи­ковую даму». В прессе появилось много рецензий, в которых неизменно указывалось на необъяснимость того, что Франция не знала этой гениаль­ной оперы, такой меры выразительности, такой силы. Пытались объяснить это рядом неудачных исполнений оперы в прошлом, незнанием произведе­ния и его сути. В «Пиковой даме» парижане вновь встретились со своим старым знакомым — дирижером Рождественским, которого они прекрасно знают как дирижера симфонических концертов. Он очень популярен, очень любим во Франции, но за дирижерским пультом оперного театра его уви­дели впервые. И отметили его как выдающегося оперного специалиста.

Надо сказать, что очень важным обстоятельством в наших гастролях явилось постоянное нарастание интереса от спектакля к спектаклю. Не го­воря о том, что сама «Пиковая дама» вызвала интерес, ее исполнители привлекли всеобщее внимание и были оценены по достоинству. На премье­ре роль Лизы исполняла Мплашкина. Ближе к концу гастролей парижане услышали Вишневскую и Атлантова, исполняющих роли Лизы и Германа. В печати появилась статья под заглавием «Шестая премьера Большого театра». Мы показали пять премьер. Новый состав расценивался как еще одна премьера Большого театра.

Если «Бориса Годунова» знали хотя бы в общих чертах, по сценам в исполнении Шаляпина, то «Хованщина» была совершенно незнакомым произведением Мусоргского. В этом спектакле особенно нужно отметить триумф хора Большого театра. Впервые на сцене «Гранд-Опера» хор был вызван на бис. Этого еще никогда не бывало. В конце второго действия, после окончания а'капелльного хора «Батя, батя, выйди к нам» весь зри­тельный зал встал, кричал, топал. Пришлось этот хор повторить. И все семь раз, когда шла «Хованщина», хор неизменно заставляли бисировать. Иначе продолжать спектакль было невозможно. Этим не умалялись до­стоинства исполнителей главных ролей. Они все заслужили очень высокую оценку: и Кривченя в роли Ивана Хованского, и Огнивцев в роли Доси- фея, и три исполнительницы роли Марфы — Архипова, Авдеева, Образцова.

Наконец, «Князь Игорь». Эту оперу во Франции, как оказалось, знали только по половецким пляскам, которые исполнялись изредка как отдель­ный концертный номер. Сюжет произведения был совершенно неизвестен. Таким образом, состоялось опять-таки первое знакомство парижской пуб­лики п с этим великим творением русской музыкальной классики. В нем тоже было много интересных открытий для парижан. Хор «Мужайся, кня­гиня» имел огромный успех. Высоко оценивались исполнители. Прежде всего молодой, только что начавший работать в Большом театре дирижер Симонов. Если так можно сказать, в Париже он получил свое «боевое кре­щение», и пресса дружно отмечала его мастерство, темперамент, музы­кальность. Очень высокая оценка выпала также и на долю Синявской, исполнявшей роль Кончаковны. После этого выступления Синявская ста­ла одной из самых любимых певиц нашей труппы у парижан.

В последнем спектакле «Князя Игоря», который был и последним спектаклем гастролей, роль Ярославны исполнила Милашкина. Она под­готовила эту роль перед самым отъездом в Париж, исполнила ее один раз на сцене Большого театра в Москве и второй — на гастролях в Париже. Это выступление мы, вместе с прессой, вместе с публикой, которая при­сутствовала на последнем спектакле, расценили как одну из очень ярких творческих удач нашей выдающейся певицы.

Французские газеты много писали о гастролях театра. Число статей исчислялось сотнями. Оценка спектаклей и исполнителей Большого теат­ра была очень хорошая. Но в хоре рецензентов, профессионально анализи­рующих произведения, их интерпретацию, характер творчества театра, было несколько постоянных голосов, которые даже не пытались скрыть своего раздражения. Полемизировать с ними не стоит, даже не потому, что они противоречили всей оценке прессы и реакции зрителей на спек­такли,— просто характером своих высказываний они достаточно сказали о себе сами.

На сцене «Гранд-Опера» мы дали 33 спектакля из запланирован­ных 35. Два спектакля не состоялись: это пало на воскресенье 4 января, когда мы должны были дважды сыграть «Евгения Онегина». Повтор в течение дня одного и того же спектакля был запланирован потому, что по условиям труда в парижской опере утренники начинаются в два часа, за­канчиваются в шесть. Вечерние спектакли начинаются в восемь и кон­чаются без четверти двенадцать. За промежуток менее чем в два часа, естественно, нельзя снять декорации одного спектакля и установить деко­рации другого. Мы вынуждены были каждое воскресенье играть спектакль одного и того же названия. Два «Евгения Онегина» мы не сыграли, так как забастовали рабочие театра «Гранд-Опера», требуя у администрации театра улучшения условий труда. Нас они предупредили, что к нам это никакого отношения не имеет. Когда было объявлено, что билеты на эти два спектакля зрители должны вернуть в кассу и получить деньги за них, а деньги, кстати, немалые — билеты стоили невероятно дорого, до 120 фран­ков за билет,— разыгрались драматические сцены. Люди не хотели отда­вать билеты. Они просили, чтобы их обменяли, чтобы им дали возмож­ность купить билеты на любой другой спектакль. Но все билеты были дав­но проданы. Мы видели плачущих, кричащих людей, которые рассказыва­ли, с каким трудом они достали билеты.

Вследствие этого Большой театр решил расширить свою аудиторию. Мы дали 11 концертов в театре «Де ля Билль» (бывшем театре Сары Бер- нар). Сейчас этот театр модернизирован и приспособлен для концертных выступлений. Концерты прошли при переполненном зале. Программы строились следующим образом: сначала выступал Ансамбль скрипачей Большого театра, потом кто-либо из вокалистов, потом играл один из на­ших известных инструменталистов, потом выступали еще один или два вокалиста. Программы пользовались очень большим успехом.

Дали еще несколько концертов в Париже в зале ЮНЕСКО, в театре имени Жерара Филиппа в Сан-Дени, в некоторых других парижских ауди­ториях. Группа артистов выезжала в Ниццу, Бордо и Лион. Наши спек­такли и концерты посетило 76000 человек.

На последнем спектакле, который вылился в волнующую сцену про­щания труппы Большого театра с парижской публикой, нам вручили ме­даль, которая была выбита в честь гастролей Большого театра.

К этой медали приложен адрес, на котором изображена сцена из «Бо­риса Годунова» и написано: «Мы счастливы преподнести вам эту медаль в память вашего триумфального успеха во время гастролей в Парижской опере».

В то время, как опера Большого театра ездила в Париж, балет театра «Гранд-Опера» с большим успехом гастролировал на сцене Большого театра в Москве. Такое взаимное творческое знакомство чрезвычайно плодотворно для дальнейшего развития мировой музыкально-театральной культуры.

Мы принимаем к оплате