Поиск мероприятия:

Театр Сергея Образцова, часть 52.

Мы рекомендуем
  • Сильфида

    28 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Новая сцена)

    от 2000

    Купить билеты
  • Бал-маскарад

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр (Основная сцена)

    Купить билеты
  • Ариадна на Наксосе

    29 июня
    Продажа билетов в Большой театр

    Купить билеты

Театр Сергея Образцова, часть 52.Ранее: Часть 51

Спектакль для детей. Каков он?

«Поросенок в ванне» прожил недолгую жизнь в репертуаре Центрального театра кукол. Театра сам снял спектакль после сорок седьмого представления. Он оказался все-таки недостаточно детским. То ли был излишне отяжелен изображением махрового мещанского быта, то ли недостаточно ясной, прозрачной для ребенка была сама его идея.

Вообще, каким должен быть спектакль для ребенка? Азбучная истина, что содержание его должны составлять, говоря словами Добролюбова, «не отвлеченно-моральные сентенции, не фантастические бредни, не умилительные разглагольствования», но что же тогда? И прав ли был тот же Добролюбов, когда решительно заявлял, что «детям должны сообщаться положительные сведения о мире и человеке, рассказы из действительной жизни, разъяснения тех вопросов, которые теперь волнуют общество и встретят нынешних детей тотчас, как только они  вступят в жизнь». Или, как утверждал Чернышевский, говоря о назначении детской литературы, что, если она хочет «быть руководительницею людей на пути образования», ей необходимо «давать различные знания, развивать... привычку мыслить и поддерживать... любовь ко всему прекрасному и доброму». «Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум непроницателен, о нет, напротив, он только неопытен, но проверьте, очень остер и проницателен!.. Он требует, чтобы с ним говорили прямо, каждую вещь называли ее настоящим именем, он не потерпит смягчений и прикрас».

И тем не менее каким же должен быть рассказ взрослого человека ребенку - будь это рассказ литературный, театральный и т.п.? Конечно, следует говорить о жизни. Конечно, необходимо говорить честно и прямо. Но что говорить и как говорить? Все эти размышления не оставляли в покое ни Образцова, ни его товарищей по театру. Верные советчики в теории - и революционные демократы, и великие педагоги прошлого, и добрые друзья - советские театрально-общественные деятели, творцы новой, советской педагогики, пионеры первого в мире театра для детей - все в равной мере говорили о том, что детей необходимо воспитывать фактами самой действительности.

Но ведь вот поставил же Центральный театра кукол три спектакля, в каждом из них как будто бьется сердце современности, каждый осуществлен с той предельной отдачей и увлеченностью в работе, без которых уже и не мыслился процесс подготовки спектаклей в Центральном театра кукол. Три спектакля ни в чем не повторяли друг друга, каждый был самобытен и по теме, и по своему решению, однако «Джим и Доллар» продолжал оставаться огромным событием в жизни театра, и его маленьких зрителей, а «Эхо-болтун» хоть и пользовался успехом, но успех этот был чисто внешний. Спектакль рождал главным образом моторную реакцию, которая почти ничего не давала чувствам и разума зрителей. «Поросенок в ванне» вызывал смех и сочувственное отношение к положительным персонажам, оставляя у детей ощущение какой-то неясности. Да и театр не мог со всем определенностью объяснить, во имя чего он показывает детям крушение «Вороньей слободки», рождение на ее месте нового уклада жизни. Проще всего было снять спектакль, сказав себе: что-то не вышло, следует попробовать по-другому. Необходимо было понять, что же именно не получалось у театра, в чем крылась причина отсутствия полного - такого, какой был в «Джиме и Долларе», - контакта театра со зрителем?

Продолжение: Часть 53

Топ-мероприятия
Мы принимаем к оплате